XI Молодёжные Николаевские Чтения

Приложение к письму Центра «ЮНИТЭС»

№ 08-15 от 05.02.2018 г.

 

Положение

о XI Молодёжных Николаевских Чтениях

 

I. Цели и задачи Чтений

XI Молодёжные Николаевские Чтения (далее – Чтения) проводятся в целях патриотического воспитания, а также популяризации достижений отечественной науки и космонавтики и вовлечения большего количества детей и подростков в аэрокосмическое образование.

Главными задачами Чтений являются:

- стимулирование интереса обучающихся к углубленному изучению истории ракетно-космической отрасли, ракетно-космической техники, достижений в области космонавтики и астрономии;

- формирование у молодежи социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества и военной службе в авиации и ракетно-космических войсках ВС РФ;

-выявление и поддержка одаренных учащихся;

-популяризация инновационных программ дополнительного образования аэрокосмической направленности,

- ориентация молодежи на профессии наиболее передовых отраслей науки и техники, инженерные специальности;

- оказание методической помощи педагогам образовательных организаций в разработке и реализации образовательных проектов аэрокосмической направленности.

 

II. Организаторы Чтений

Общее руководство Чтениями осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Организует и проводит Чтения государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики совместно с бюджетным учреждением Чувашской Республики «Мемориальный комплекс летчика СССР А.Г. Николаева» при поддержке РО ДОСААФ России Чувашской Республики, Ассоциации выпускников КАИ-КГТУ им. А.И. Туполева, Ассоциации содействия  космонавтике «Байконур-Чебоксары».

 

III. Участники Чтений

Участниками Чтений могут быть обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, воспитанники организаций дополнительного образования, отряды юных космонавтов, аэрокосмические клубы в возрасте от 10 до 17 лет.

Работы участников Чтений рассматриваются в двух возрастных категориях:

1  категория - от 10 до 12 лет,

2  категория - от 13 до 17 лет.

 

IV. Порядок проведения

4.1. Чтения проводятся в 3 этапа:

1 этап – районный (городской) - февраль 2018 года;

2 этап – отборочный (заочный) - с 13 марта по 20 марта 2018 года;

3 этап – республиканский (очный) состоится 27 марта на базе Мемориального комплекса летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева, 28 марта на базе Дворца детского (юношеского) творчества г. Чебоксары.

4.2. К участию в заочном этапе Чтений допускаются только победители районных и городских этапов в каждой номинации.

4.3. Заявки на участие, информацию о проведенных районных и городских этапах и работы для участия в заочном этапе Чтений принимаются до 13 марта 2018 года по адресу: 428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5, ГАУ Чувашской Республики «Центр военно-патриотического воспитания «ЮНИТЭКС» Минобразования Чувашии, отдел технического творчества.

4.4. Вызов участников Чтений на очный этап высылается оргкомитетом до 21 марта 2018 года. Для участия в очном этапе Чтений члены жюри отбирают не более 12 работ в каждой номинации.

 

V.   Основные направления работы Чтений

5.1. Распределение тематики Чтений по секциям призвано обеспечить сбалансированный подход к трудоемкости, доступности и актуальности отдельных направлений с точки зрения, как вовлечения в творческую деятельность как можно большего числа учащихся, так и поощрения научно-технического творчества молодежи по приоритетным направлениям.

5.2. В 2018 году Чтения проводятся в два дня по следующим секциям:

Первый день 27 марта 2018 года.

Секция №1. «Аэрокосмическая техника. От первого спутника до системы ГЛОНАСС»

В данной секции могут быть представлены действующие модели, космических аппаратов, ракетоносителей, макеты Первого искусственного спутника Земли, космических кораблей, станций, спутников и др. с использованием информационных технологий.

Секция №2. Исследования и разработки по истории космонавтики

Рассматриваются результаты поисковой работы в виде докладов, фотоматериалов, слайдов, видеофильмов (5-10 минут), а также работы с использованием компьютерных программ, отражающих тематику секции:

- памятные даты воздухоплавания, авиации и космонавтики;

выдающиеся люди, внесшие заметный вклад в развитие воздухоплавания, авиации и освоение космического пространства;

- история научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и министерств, создававших авиационную и ракетно-космическую технику;

- правительственные решения, определившие пути развития страны;

- история авиамоделирования и ракетомоделирования;

а также работы с использованием компьютерных программ, подготовленные к демонстрации в музейных экспозициях:

- копии исторических документов, автографов и т.п.;

- фотоматериалы и слайды;

- макеты образцов ракетно-космической техники;

- видеофильмы;

- буклеты, планшеты и др.

Секция №3. Творческая секция «Героям космоса посвящается»

В секции могут быть представлены авторские литературные, художественные и музыкальные произведения, посвященные героям космоса и космической тематике. Видеоролики с воспоминаниями участников встречи с А.Г. Николаевым и другими космонавтами и ветеранами космической отрасли.

Секция №4. «Космическая презентация «Восхождение к подвигу» (для младшей возрастной группы 10-12 лет)

Рассматриваются презентации на следующие темы:

- А.Г. Николаев – космонавт-3.

- Звездная мать А.Г. Николаева.

- Утро космической эры». О героическом подвиге первых космонавтов.

- С.П. Королев - основоположник практической космонавтики.

-  Начало космической эры человечества. Первый искусственный спутник Земли.

- 1960-е. Время космическое.

Секция №5. «Методическое объединение «Развитие аэрокосмического образования»

Рассматриваются инновационные методические разработки, сценарии уроков, мастер-классов по инженерным направлениям и массовых мероприятий, посвященных памятным датам в истории космонавтики с участием юных космонавтов Чувашской Республики и т.д.

 

Второй день 28 марта 2018 года.

Секция №1. Методические основы, технологии и программное обеспечение ракетно-космического моделирования

Рассматриваются авторские методики конструирования летающих ракетных моделей, соответствующих классификации кодекса ФАИ, а также устройств наземных комплексов ракетно-космической техники (стартового, командно-измерительного, поисково-спасательного);

Технологии изготовления моделей и макетов ракетно-космической техники (ракеты, космические аппараты, планетоходы, устройства наземных комплексов и т.п.);

Особенности проектирования, конструирования и изготовления оснастки, испытательные приборы и стенды, а также использование различных материалов.

Методика конструирования и технология может быть подкреплена (дополнена) демонстрацией полёта модели, а также работой устройств наземных комплексов.

Секция №2. Информатика и программирование

Рассматриваются программы и вычислительные комплексы, ориентированные на применение в авиационно-космической технике космических и астрономических исследований, а также обучающие системы.

Возможная тематика работ:

Алгоритмы, математические модели и программы:

- космических процессов (в атмосфере и биосфере планет, в звездах и галактиках и т.п.);

- прогнозов по космическим данным (в том числе метеорологических, землетрясений, извержения вулканов, техногенных катастроф и т.п.);

- функционирования космических аппаратов и средств выведения;

- методов управления роботами и различными беспилотными аппаратами;

- космические роботы;

- игры на космические темы и др.

Обработка данных:

- космических и астрономических исследований;

- телеметрических данных с борта летательного аппарата;

- с использованием корреляционного и регрессионного анализа;

- выявления функциональных закономерностей на основе статистических данных;

- оценка точности моделирования и методов обработки экспериментов, проверка репрезентативности и др.

Секция №3. Космическая биология, психология и медицина, Экология и космонавтика

Космическая биология, психология и медицина. Рассматриваются теоретические проблемы, системы, приборы, тренажёры, макеты и действующие установки, отражающие тематику секции:

- биологические и медицинские исследования в космическом полёте;

- развитие внимания, памяти, восприятия, изучение реакции человека применительно к задачам операторской деятельности в полёте;

- психологические аспекты работоспособности, вопросы групповой совместимости в полёте;

- медицинский отбор, тренировки и физиологическая подготовка космонавтов к полёту;

- оказание медицинской помощи в полёте;

- адаптация человека к факторам космического полёта и к земным условиям после возвращения;

- выживание в экстремальных условиях;

- применение достижений космической биологии и медицины на Земле в других отраслях;

- системы жизнеобеспечения экипажей космических кораблей в полёте и при высадке экспедиций на другие планеты;

- скафандры и средства спасения космонавтов;

- средства и методы обеспечения работоспособности (физиологической и умственной) в полёте;

- средства и методы медицинского контроля состояния космонавтов;

- средства и методы санитарно-гигиенического обеспечения;

- средства и методы профилактики неблагоприятного действия факторов космического полёта на организм космонавтов;

- приборы для медико-биологических исследований;

- средства и методы радиационной безопасности;

- медицинское обеспечение внекорабельной деятельности;

- средства и методы обеспечения газового состава, теплового режима, водообеспечения и утилизации отходов жизнедеятельности;

- пища космонавтов, космические оранжереи, плантации и др.

Экология и космонавтика. Рассматриваются теоретические проекты, модели, макеты и действующие приборы, а также работы с использованием компьютерных программ, отражающие тематику секции:

- средства обнаружения, регистрации и ликвидации «космического мусора»;

- космические средства обнаружения, регистрации и ликвидации последствий экологических катастроф на Земле;

- прогнозирование и предотвращение экологических катастроф с использованием космических систем;

- экология ракетно-космической техники (производство, испытание, эксплуатация);

- космические средства утилизации земных промышленных отходов и оружия массового поражения;

- перенос вредных производств за пределы атмосферы Земли;

- экологически чистые технологии и используемые материалы в ракетно-космической технике и ракетном моделировании.

 

Организаторы Чтений оставляют за собой право, как создавать новые секции, так и объединять существующие в зависимости от тематики и количества представленных на Чтений работ.

Реферативные работы к участию в Чтениях не допускаются.

Работы, присланные на Чтения, не рецензируются и не возвращаются.

 

VI. Условия Чтений

6.1. Для участия в Чтениях необходимо направить в адрес оргкомитета:

1) регистрационный лист участника по прилагаемой форме (Приложение № 1);

2) протокол заседания членов жюри муниципального этап Чтений;

3) аннотацию работы;

4) текст конкурсной работы и тезисы к работе в скоросшивателе в одном экземпляре;

5) фотографии моделей и макетов летательных аппаратов и их описаний (модели и макеты доставляются лично участниками по прибытии на Чтения).

6) компакт-диск с полным текстом работы и тезисами для публикации в файле формата MS Word (на диске должны быть четко написаны фамилия и имя участника, район (город), секция).

6.2. Регистрационные листы без конкурсных работ или тезисов конкурсной работы рассматриваться оргкомитетом не будут.

6.3. Конкурсная работа готовится в соответствии с требованиями к работам. Не разрешается защита одной и той же конкурсной работы в нескольких секциях.

6.4. Автор может заявить для участия в Чтениях не более одной работы. Количество соавторов - не более двух.

6.5. Критерии оценки работ

- новизна и актуальность;

- степень самостоятельности работы участников

- степень обоснованности результатов и подтверждения выводов расчётами и моделированием;

- творческий подход к выполнению работы;

- глубина проработки проблемы,

- качество и оригинальность созданной модели (макета)

- научное и практическое значение результатов;

- качество оформления работы;

- наличие и качество иллюстративного материала;

- оригинальность и уровень техники исполнения;

- защита работы в финале Чтений (чёткость представления материала, аргументированность выводов, полнота и конкретность ответов на вопросы).

6.6. Очный этап Чтений предусматривает выступление учащихся с устным докладом до 7 минут. Доклад сопровождается таблицами, графиками, иллюстрациями и т.п.

 

VII. Подведение итогов

7.1. По итогам Чтений победители каждой секции награждаются дипломами I, II, III степени.

7.2. Оргкомитет оставляет за собой право дополнительно учреждать специальные призы.

7.3. Работы победителей и призеров Чтений направляются Оргкомитетом для участия во Всероссийских конкурсах и конференциях.

7.4. Итоги Чтений публикуются в средствах массовой информации. Тезисы конкурсных работ будут изданы отдельной брошюрой.

 

VIII. Организационные вопросы

8.1. Расходы по оплате проезда и питания участников Чтений несут командирующие организации или сами участники.

8.2. Ответственность за здоровье и безопасность детей, приглашенных на Чтения, несёт руководитель делегации района (города).

 

Справки по адресу: 428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5, ГАУ Чувашской Республики «Центр военно-патриотического воспитания «ЮНИТЭКС» Минобразования Чувашии.

Контактные телефоны: 8 (8352) 45-61-30 – отдел технического творчества.

E-mail:  unitex-centr8@yandex.ru, сайт: www. unitex-center.ru

 

 

                                                                                                                                      Приложение № 1

XI Молодежные Николаевские Чтения

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА

 

1. Автор работы (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место учёбы, адрес, телефон).

2. Организация, представившая заявку (полное название, руководитель, адрес, телефон).

3. Руководитель работы (фамилия, имя, отчество, должность).

4. Наименование секции. (обязательный пункт).

5. Название работы.

6. Краткая аннотация и реферат (2-3 стр.), перечень демонстрационного материала.

7. Перечень технических средств, используемых при защите.

8. Наличие собственной демонстрационной техники (желательно).

9. Дополнительные сведения (только для Секции № 2. Информатика и программирование):

9.1 Назначение программы.

9.2 Системные требования.

9.3 Языки программирования.

9.4 Краткое описание (не более 200 символов, область применения и т.п.).

9.5 Перечень прилагаемых документов.

 

 

Руководитель учебного заведения _________________               __________________2018 г.

                                                                       м.п.

 

 

 

                                                                                                                                         Приложение № 2

к Положению о Молодёжных Николаевских Чтениях

 

Методические рекомендации

«Требования к работам»

 

Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, указанными в п.1. - 15

1. В представленную работу должны быть включены:

- Титульный лист.

- Рецензия (при наличии, но необязательно).

- Оглавление.

- Аннотация.

- Введение (постановка задачи, объект и предмет, цель работы, актуальность и степень её новизны).

- Основное содержание.

- Выводы (заключение) и практические рекомендации.

- Список литературы, использованного программного обеспечения.

- Приложения (при необходимости).

2. Правила оформления текста работы (в соответствии с ГОСТ 2.105-95):

- шрифт Times New Roman, № 14, прямой;

- красная строка – 1 см;

- межстрочный интервал – 1,5;

- выравнивание – «по ширине»;

- поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

3. Аннотация работы должна включать тезисное изложение сути работы на одной машинописной странице с указанием объёма работы, количества таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных литературных источников и приложений.

4. Объём работы не должен превышать 30 машинописных страниц, включая рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии (иллюстративный материал представляется на листах формата А4).

5. К работе (проекту) должен быть приложен регистрационный лист участника Чтений в двух экземплярах (приложение 2).

6. Компьютерные презентации для докладов должны оформляться в Power Point.

7. Программное обеспечение работ, представленных на Конкурс, должно удовлетворять следующим требованиям:

- файлы должны быть пригодны для просмотра на персональном компьютере с операционной системой MS Windows 7 и выше;

- файлы не должны требовать предварительной инсталляции;

- допускается использование только стандартных шрифтов;

- если работа содержит несколько файлов, то все они объединяются в один файл архива (zip или rar).

8. Компьютерные файлы, заражённые вирусом, с защиты снимаются.

9. Дополнительные требования к оформлению конкурсных работ для секции «Информатика и программирование».

10. Дополнительно включаются следующие разделы:

- описание программы (не менее 50 строк);

- описание алгоритма, отражающее оригинальность разработки;

- описание авторского исходного кода (в электронном виде).

11. Максимальными системными требованиями для программ, демонстрируемых на компьютерах организаторов Конкурса, являются (уточняется при объявлении конкурса):

- процессор CPU - 2.2GHz;

- оперативная память RAM ОЗУ - 2 Гб;

- объём дискового пространства - 7 Gb;

- объём видеопамяти: 256 Мб, совместимость с DirectX;

- операционная система: WIN-64 совместимая.

12. Если требования для программ превосходят вышеуказанные системные требования, то защита работ производится на компьютерах участников.

13. Защита программ, разработанных для операционных систем, не совместимых с WIN-64, также допускается, но представляется на компьютерах участников.

14. Работы для защиты на Конкурсе представляются в полностью укомплектованном и работоспособном виде. Если работа представляется в виде дистрибьютивного пакета, то он должен быть полностью укомплектован всеми необходимыми компонентами для работы программы на любой системе. Доработка программ во время конкурса не допускается.

15. С защиты на Чтении снимаются программы:

- требования, к системе которых превосходят вышеописанные или требующие для своей работы установки дополнительного программного обеспечения (для программ, демонстрируемых на компьютерах организаторов Конкурса);

- представленные на Конкурс в неработоспособном виде или требующие IDE для своей работы;

- исходные тексты, которых не были представлены;

- несоответствующие заявке.

\nГосударственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС» Министерства образования